Lana Sator (lana_sator) wrote,
Lana Sator
lana_sator

Дзержинск

Поездка прошлого лета, город Дзержинск Нижегородской области.



Мне этот город понравился еще давно и заочно, когда я:
- наткнулась на рейтинг РБК по самым загрязненным городам мира http://rating.rbc.ru/articles/2007/01/11/31318728_tbl.shtml?2007/01/11/31318678
- прочла всякие публикации про него, подобные этой http://s30941515737.mirtesen.ru/blog/43231779152
- осмотрела схему города: http://alcatelspb.narod.ru/map/dzerjinsk.jpg
- смотрела город на Вики http://www.wikimapia.org/#lat=56.2374355&lon=43.4643173&z=12&l=1&m=a&v=2 и впечатлилась масштабами промышленных зон

Потом я съездила туда зимой http://lana-sator.livejournal.com/72554.html и очень обрадовалась, что на деле он оказался значительно лучше ожидаемого.


А потом пришло лето и я отправилась туда вновь...

Первое, с чего хотелось бы начать рассказ, это эпоха постройки основной части города.
Совок.
Застройка центральной части представляет из себя много-много сталинок малой этажности, с двускатными крышами и всякими "изысками" архитектуры, типа башенок, арок, балконов с балясинами и всяких шпилей на крыше.
С другой стороны, косметическое состояние всех этих "изысков" зачастую оставляет желать весьма лучшего. Фасады домов приведены в порядок только лишь на центральных и наиболее заметных улицах. И только со стороны этих самых улиц. А в прочих местах балконы отколоты, стены пошарпаны, а то и деревья из трещин растут.
Есть также и поздно-совковая застройка, всякое панельное добро и девятиэтажки. Но оно очень хорошо вынесено из центра города. Высотки современные тоже есть, причём строиться начали совсем недавно. Но до них далеко идти, и в целом смотреть там нечего.

Второе, находящееся буквально между первым, - улицы.
Город очень просторный и зелёный. При достаточно свободном движении на отдаленных от центра улочках, центральные порой выглядят и вовсе пустынными. А как же еще - там, где "плотность потока" вполне уложилась бы в одну полосу, их сделано по две-три в каждую сторону, а между ними еще и трамвайные пути проложены (которые заслуживают отдельного внимания). Вдоль проезжей части почти всюду растут деревья, а уже за ними - широкие пустые тротуары.

Транспорт.
Город этот примечателен своими трамваями. Существует трамвайное движение тут уже более 75-ти лет, и раньше было очень и очень разветвленным, играло важную роль в сообщении между районами и даже отдаленными посёлками. Именно! Трамвайные линии были проложены в близлежащие поселки, чтобы люди, занятые на пром.производствах могли из своей "деревни" добраться до завода. Поэтому линии трамваев заходили также в глубину промзоны и на территории самих заводов.
Сейчас многие участки не используются. Что-то разобрано, где-то только провода посрезали. А где-то и их оставили, - и вот идёшь ты через похожую на лес зеленую пышную поросль, идёшь по трамвайному пути, и не знаешь, когда он уже закончится и куда приведёт.

Ну а кроме трамваев тут есть автобусы, троллейбусы (страшные, шумные ужасно и дребезжащие) и железнодорожный вокзал, на котором останавливаются в т.ч. поезда дальнего следования. Однако, автобусы Москва - Н.Новгород в Дзержинск не заезжают.

Промышленность.
По приведенной выше ссылке всё очень хорошо написано, лучше не расскажу

Из почти 260 тысяч населения Дзержинска 110 тысяч работают (или работали) на семи больших химических предприятиях: «Капролактаме», «Оргстекле», «Авиаборе», «Корунде», заводе взрывчатых веществ им. Свердлова, заводах «Синтез», «Химмаш». А всего в городе более 40 крупных производств. Остальные дзержинцы — химики-пенсионеры, дети химиков и работники сферы обслуживания химиков.

Началось все в 1915 году, когда здесь построили цех по производству серной кислоты — нынешний завод «Корунд». Во время Первой мировой войны добавился эвакуированный из Петрограда завод взрывчатых веществ. В годы Отечественной войны Дзержинск поставлял на фронт взрывчатку, горючую смесь, снаряды для «катюш», противотанковые мины. Химическое оружие производилось с 38-го года на трех заводах: на «Оргстекле» делали синильную кислоту, на «Корунде» фосген и красный фосфор, на «Капролактаме» выпускали иприт*.

В годы индустриализации словосочетания «охрана природы» не существовало, а символом прогресса стала дымящая труба. «Капролактам» запустил одно из первых в стране производств ПВХ (поливинилхлорида, который, как любая пластмасса, не разлагается минимум 200 лет). Ценой выполнения послевоенного производственного плана стал побочный продукт хлор. Отравляющее вещество, впервые примененное немцами еще в Первую мировую, шло в небо бледно-желтым дымком. Кирпичная труба завода треснула, а люди продолжали жить.

Страна рвалась в космос, смотреть под ноги было некогда. Некоторые предприятия перешли на авиакосмическую промышленность. Прибыль завода «Авиабор» от производства гиптила, этиловой жидкости, на 89% была валютной.

В конце 50-х на «Синтезе» было пущено производство высокотоксичного ракетного топлива. Даже в самом городе мало кто знал о страшном взрыве 12 февраля 1960 года: на воздух взлетел целых цех. Погибли 24 человека, их приказано было хоронить в разное время. Катастрофа всесоюзного масштаба была засекречена.

В 90-е производство рухнуло, но остановка цехов ненадолго улучшила качество воздуха. Экологической бедой стало отравление почв и задымление от несанкционированных свалок и главной язвы области — Игумновского полигона, куда ежегодно сваливается 4 млн кубометров бытовых отходов. «63% городского мусора мы возим туда», — сообщил мэр Нижнего Вадим Булавинов.

В глубине мусорных гор — не затухающий уже двадцать лет пожар, отравляющий диоксинами всех жителей области, мешающий движению трассы Нижний Новгород—Москва и продвижению в этом направлении местных чиновников.


Как можно видеть на вики, размеры промзоны действительно впечатляющие. Состояние её, на таком-то отдалении от столицы... сами можете догадаться =)
Впрочем, говорят, в последние годы ситуация улучшилась. В восстановление деятельности заводов вмешались европейцы (не то французы, не то ещё кто-то). Вновь появились рабочие места, примечательные даже для жителей областного центра. Началась застройка новым жилым фондом.
Выросли цены на недвижимость. А ведь ещё лет 5 назад квартиру в этом дивном городе на берегу Оки можно было приобрести за копейки (не то что по сравнению с ценами Москвы, но и сравнивая с ценами в Новгороде и области). Из низкого уровня цен вытекает следующая черта города.

Деятельность населения.
Как уже отмечалось выше, многие граждане заняты непосредственно на производствах. Однако, есть и такие, кто производствами не заинтересован. В том числе и приезжие.
Они устраивают бизнес. В качестве помещений для бизнеса используются квартиры на первых этажах. Пройдитесь по городу (особенно центральной части) и вам будет сложно отыскать среди нижних окон окна с занавесками и цветами, с кошкой на форточке.
Квартиры первого этажа переоборудуются под офисы, магазины, парикмахерские и ремонтные мастерские. Или просто - окно превращается в крыльцо, квартира - в нежилое помещение, - и сдается в аренду.
Сдачей в аренду тут живут и подрабатывают многие. Объявлений "сдается комната/квартира" огромное количество, и при этом цены (сравнивая с подмосковными, разумеется) копеечные. Так, например, снимать двушку стоит 5000р в месяц. Но, принимая во внимание местные зарплаты (машинист трамвая 8000-12000 в зависимости от категории, их там не хватет), получается так же, как у нас, или немного дешевле.

Экология и природа.
Ну уж не знаю, чего там намерили и навыясняли Blacksmith Institute, но по-моему факт того, что в Оке живут раки говорит о многом.
А они там действительно живут, и их ловят местные =)
Вообще, местоположение города лично мне кажется шикарным. Близость большой реки, с её песчаными пляжами, красивых сосновых лесов - всё это делает город прекрасным местом для проведения каких-нибудь длинных выходных. Единственное, удалённость конечно изрядная. Возможно, такие прелести и поближе к москве имеются =))

Впрочем, хватит текста!! если возникнут какие-то вопросы, задавайте, отвечу. А сейчас - смотрите фотки =)


1. В целом, большинство домов выглядит примерно так


2. На многих столбах сохранились громкоговорители и древнее световое оформление улиц.


3. Что за этими окнами - никто не знает


4. Небольшая улочка в глубине города, с троллейбусной линией


5. Балконы и окна - так бы и рассматривала.


6. Улица, широкая и пустая


7. Стрелка


8. Вперёд уходит закрытая линия трамвайного движения, заканчивающаяся разобранными рельсами.


9. Улица прямая и очень длинная


10. А вот и трамвай


11. Химический город ) Видимо кто-то воспринимает это слишком серьезно


12. И вновь окна. Каждый показывает то, что у него есть.


13. У этих жителей есть кошка.


14. Старый старый трамвайный разрешающий сигнал. Не функционирует.


15. Дом с инвентарным номером. Всякое бывает.


16. Монумент жертвам войны.


17. А это мы забрались на крышу, чтобы сфоткать вид сверху. Были сумерки и тряслись руки ))


18. Вдали виднеется начало поздней застройки.

Когда мы стали спускаться, нас с матерными и громкими уговорами сделать это поскорее встретила добрая половина дома, на который мы влезли. Сочли, что мы суицидники, собрались с трехэтажного дома прыгать.
Тьфу, провинциалы )))) Нас-то всего лишь привлёк расположенный на крыше ревун ГО-шной сирены, сфоткать который у меня не вышло по причине темноты. Зато я на нём посидела ))


19. Двигаясь по уходящим от города путям, мы, неожиданно для себя, пришли в трамвайное депо


20. И там нас зажрали комары, плодящиеся в этом болоте.


21. На следующий день мы начали искать, куда бы залезть.
Сперва влезли на крышу высокого недостроя (этажей 10) и рассмотрели состояние завода.


22. Завод в целом функционирует, хотя габариты ночью на трубах не горят.


23. Недострой уныл и кирпичен.

Затем нам следовало бы слезть с недостроя и отправиться на завод, но мы вместо этого пошли купаться в заводском пруду. Мы не единственные такие желающие там были, - в общем-то забитый пляж.
Когда стало попрохладнее, мы таки принялись за определенную противозаконную деятельность... но об этом не здесь и не сейчас)


24. На следующий день продолжив осматривать город, встретились с Маяковским


25. Арендаторы обитают не только на первых этажах, но и в подвалах.


26. А здесь вот лишь начался ремонт


27. Ещё один монумент погибшим, запущенный и брошенный


28. Таблички украли на металл или на мрамор... =(


29. Река и пляж. Это не в самом Дзержинске, но в одном из близлежащих посёлков.


30. На подступах к пляжу была встречена рептилия )


31. Поймана, сфоткана и отпущена по своим делам


32. Непосредственно под самой башней растёт много земляники, пригодной в пищу.


33. А в Оке водятся раки


34. ...


35. Под обрывом берега живут береговые ласточки


36. Которые очень волнуются, когда к ним подходишь и фоткаешь =))


37. В самом городе живут очаровательные кошки


38. Все очень дружелюбные


39. Ну и в завершении прогулки - немного чудес полиграфии


40. И ещё чуть-чуть =))


41. Вот теперь всё. Но скоро будет новое лето =))


Надеюсь, было интерсено
Tags: d40, foto, town-look
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments