Lana Sator (lana_sator) wrote,
Lana Sator
lana_sator

Объект "Крот" - подземная электростанция Севастополя

Объект "Крот" известен как самое большое подземное сооружение Севастополя (а, может, и всего Крыма) - общая площадь выработок доходит до 30 тысяч квадратных метров. Для того, чтобы обойти его весь, понадобится немало времени, терпения и везения - некоторые участки посещаются рабочими, в некоторых установлены датчики, на сработку которых является агрессивная охрана...




Благодаря местным исследователям, нам довелось слегка прикоснуться к этому легендарному сооружению, - так сказать, легонько погладить крота



Начну с исторической справки.
"Крот" должен был стать подземной электростанцией в скальном массиве берега Севастопольской бухты. Именно с таким замыслом началось его строительство в 1930-х годах.
Планировалось создать два подземных машинных зала с двумя турбогенераторами мощностью по 25 мегаватт. В качестве топлива подразумевался уголь, мельницы для размола и хранилища которого также должны были быть размещены под землей. В совокупности с помещениями для обслуживающего персонала и коммуникациями всё это должно было представлять подземный лабиринт из 4-5 этажей, общей площадью около 32 тысяч квадратных метров.
Пережив войну, в своей основе объект был достроен в 1950-е годы, дальнейшее строительство шло медленными этапами вплоть до 1980-х годов, после чего было остановлено и находится в замороженном состоянии до сих пор.

В то время, когда Крым был частью Украины, наиболее известные участки этого объекта неоднократно были использованы в качестве съемочных площадок. Огромные пространства подземных выработок по сей день не до конца изучены исследователями подземелий. Каждый новый поход приносит новые результаты: обнаруживаются ранее незамеченные ответвления, забутованные переходы в неизведанные участки, подтопленные галереи уровнем ниже ранее известных.

На то, чтобы обойти полностью всё изведанное, понадобилось бы несколько бессонных ночей.
А так как мы были гостями, нам показали малую долю объекта - наиболее зрелищную и наиболее исследованную.

По большей части, увиденное можно охарактеризовать как бетон с бетоном и кабелями. Впечатляет этот объект не сохранностью своей, а масштабами и историей. Эти тоннели многое повидали, сохранившись до наших дней в виде бесконечных поворотов, лестниц, колодцев, старых кабелей на ржавых креплениях, пыльных коридоров, подтопленных незаметных лазов, чудовищных обрывов и громоздких металлоконструкций.

Там, где нет лестниц, сооружены стрёмные нагромождения чего-то металлического, - трубы явно не отсюда, но по ним можно спуститься и подняться.




Трубы упираются в деревянный помост, напоминающий сцену. На стене просматривается старая забутовка. Даже те исследователи, что провели на этом объекте многие ночи и составили для себя весьма подробный план сооружения, не могут похвастаться, что знают его от и до, полностью, до каждой стены и каждой дырочки




Дальше проход ведет к высоким полуаркам, в которые должны были быть установлены специфические защитные узкие двери высотой более трёх метров. В другом месте такие двери установлены и глухо закрыты, что за ними - по-прежнему остается загадкой




Дальнейший путь идет через выработку, напоминающую штольню каменоломен, но вот уже неотделанная штольня превращается в ровный бетонный тоннель с тянущимися по стенам кабелями






После очередного поворота тоннель ныряет вниз, исследователям предлагается пройти несколько сотен ступеней, прежде чем окружающая обстановка сменится






Тоннели расходятся и соединяются, поворот следует за поворотом, и всё это вниз, вниз, вниз...






И вот, наконец, после широкой арки - разнообразие




Освещенный зал, в котором явно иногда кто-то бывает... Железные запертые двери, за которыми гудят бесконечные щитовые






Возвращаясь к неосвещенным участкам, проходим в другое ответвление и натыкаемся на такую вот красивую гермуху






К сожалению, с течением многолетней истории она утратила свои электроприводы






За ней - продолжение кабельных тоннелей, которые выводят к старой трансформаторной. От трансформаторов остались только изоляторы и разбросанные по полу запчасти










Подстанция имеет роскошную лесенку и выход через еще одну красивую дверь, заблокированную с нашей стороны






Продолжая следовать за проводниками, попадаем в подтопленный тоннель, идти по которому не особенно хочется из-за неподходящей обуви. Задерживаюсь для нескольких фоток, уж очень этот тоннель фактурный










Прямые участки сменяются резкими поворотами






На полу можно видеть вытекшие из щелей в стенах значительные объемы гудрона - это бывшая гидроизоляция расплавилась (кто-то мне сказал, что из-за пожаров, которые бушевали в сооружении во время войны, а другие говорят, что тогда потолок бы закоптился)




Но рано или поздно тоннели сменяются более просторными участками - здесь вот видим хранилище трансформаторного масла






На полу - рельсы, размеры тоннелей впечатляют, особенно с учетом глубины, на которой всё это размещено. В эти недра из порталов у подножия горы заходят железнодорожные пути, по транспортировочным тоннелям расходятся пути для вагонеток. Замысел этого сооружения грандиозен, хоть и вызывает сомнения скептиков целесообразность таких затрат труда, средств и времени на строительство всего лишь электростанции






В одном из залов сохранился гигантский трансформатор. Именно для их транспортировки тут были предусмотрены ЖД пути




Вновь двигаясь по кабельным тоннелям, мы попадаем в поистине огромный зал






Не взирая на его покинутость, находиться в нём как-то очково, расставлять штатив (чтобы потом в случае чего с ним убегать) неохота, а проводники предупреждают о датчике где-то на дальней стене. Поэтому отделываюсь вспышкой и ярким режимом фонаря




Масштабы можно прикинуть, приняв за отправную точку размеры стандартного дверного проёма. Тёмные прямоугольники на бетонной стене - как раз такие проёмы.




Не задерживаясь в зале надолго, двигаемся дальше. Когда-то здесь могло было быть светло, но лампочки выкручены, а линия, скорее всего, где-то оборвана...




Но вот мы приближаемся к еще одному освещенному участку сооружения. Местные говорят, что там наибольшая вероятность нарваться на рабочих..




Тоннели идут далеко-далеко и где-то там, за несколькими воротами, выходят на поверхность - вернее, к подножию горы




Здесь тоже можно видеть толстые защитные двери. Какие-то плотно закрыты, а какие-то распахнуты, будто вот-вот из-за них покажется обход или рабочая смена








Ходить в тоннели не советуют, поэтому проходим освещенные помещения назад








И попадаем в еще один огромный машинный(?) зал, под потолком которого мог ходить кран. К сожалению, этот зал тоже не достроен, однако, и не так пуст, как предыдущий осмотренный






Но вот одному из участников слышится щелчок сработки, и мы покидаем зал так же, как пришли в него. Недолго раздумываем, продолжать ли осмотр или отправляться назад, - на часах уже почти утро, а нам еще долго-долго возвращаться к поверхности... Решаем закончить - хотя посмотреть в эту ночь удалось едва ли треть сооружения.

Спасибо за внимание :)




Tags: 2016, crimea, nex6, underground, unfinished
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →