Lana Sator (lana_sator) wrote,
Lana Sator
lana_sator

Объект "Крот" - подземная электростанция Севастополя

Объект "Крот" известен как самое большое подземное сооружение Севастополя (а, может, и всего Крыма) - общая площадь выработок доходит до 30 тысяч квадратных метров. Для того, чтобы обойти его весь, понадобится немало времени, терпения и везения - некоторые участки посещаются рабочими, в некоторых установлены датчики, на сработку которых является агрессивная охрана...




Благодаря местным исследователям, нам довелось слегка прикоснуться к этому легендарному сооружению, - так сказать, легонько погладить крота



Начну с исторической справки.
"Крот" должен был стать подземной электростанцией в скальном массиве берега Севастопольской бухты. Именно с таким замыслом началось его строительство в 1930-х годах.
Планировалось создать два подземных машинных зала с двумя турбогенераторами мощностью по 25 мегаватт. В качестве топлива подразумевался уголь, мельницы для размола и хранилища которого также должны были быть размещены под землей. В совокупности с помещениями для обслуживающего персонала и коммуникациями всё это должно было представлять подземный лабиринт из 4-5 этажей, общей площадью около 32 тысяч квадратных метров.
Пережив войну, в своей основе объект был достроен в 1950-е годы, дальнейшее строительство шло медленными этапами вплоть до 1980-х годов, после чего было остановлено и находится в замороженном состоянии до сих пор.

В то время, когда Крым был частью Украины, наиболее известные участки этого объекта неоднократно были использованы в качестве съемочных площадок. Огромные пространства подземных выработок по сей день не до конца изучены исследователями подземелий. Каждый новый поход приносит новые результаты: обнаруживаются ранее незамеченные ответвления, забутованные переходы в неизведанные участки, подтопленные галереи уровнем ниже ранее известных.

На то, чтобы обойти полностью всё изведанное, понадобилось бы несколько бессонных ночей.
А так как мы были гостями, нам показали малую долю объекта - наиболее зрелищную и наиболее исследованную.

По большей части, увиденное можно охарактеризовать как бетон с бетоном и кабелями. Впечатляет этот объект не сохранностью своей, а масштабами и историей. Эти тоннели многое повидали, сохранившись до наших дней в виде бесконечных поворотов, лестниц, колодцев, старых кабелей на ржавых креплениях, пыльных коридоров, подтопленных незаметных лазов, чудовищных обрывов и громоздких металлоконструкций.

Там, где нет лестниц, сооружены стрёмные нагромождения чего-то металлического, - трубы явно не отсюда, но по ним можно спуститься и подняться.




Трубы упираются в деревянный помост, напоминающий сцену. На стене просматривается старая забутовка. Даже те исследователи, что провели на этом объекте многие ночи и составили для себя весьма подробный план сооружения, не могут похвастаться, что знают его от и до, полностью, до каждой стены и каждой дырочки




Дальше проход ведет к высоким полуаркам, в которые должны были быть установлены специфические защитные узкие двери высотой более трёх метров. В другом месте такие двери установлены и глухо закрыты, что за ними - по-прежнему остается загадкой




Дальнейший путь идет через выработку, напоминающую штольню каменоломен, но вот уже неотделанная штольня превращается в ровный бетонный тоннель с тянущимися по стенам кабелями






После очередного поворота тоннель ныряет вниз, исследователям предлагается пройти несколько сотен ступеней, прежде чем окружающая обстановка сменится






Тоннели расходятся и соединяются, поворот следует за поворотом, и всё это вниз, вниз, вниз...






И вот, наконец, после широкой арки - разнообразие




Освещенный зал, в котором явно иногда кто-то бывает... Железные запертые двери, за которыми гудят бесконечные щитовые






Возвращаясь к неосвещенным участкам, проходим в другое ответвление и натыкаемся на такую вот красивую гермуху






К сожалению, с течением многолетней истории она утратила свои электроприводы






За ней - продолжение кабельных тоннелей, которые выводят к старой трансформаторной. От трансформаторов остались только изоляторы и разбросанные по полу запчасти










Подстанция имеет роскошную лесенку и выход через еще одну красивую дверь, заблокированную с нашей стороны






Продолжая следовать за проводниками, попадаем в подтопленный тоннель, идти по которому не особенно хочется из-за неподходящей обуви. Задерживаюсь для нескольких фоток, уж очень этот тоннель фактурный










Прямые участки сменяются резкими поворотами






На полу можно видеть вытекшие из щелей в стенах значительные объемы гудрона - это бывшая гидроизоляция расплавилась (кто-то мне сказал, что из-за пожаров, которые бушевали в сооружении во время войны, а другие говорят, что тогда потолок бы закоптился)




Но рано или поздно тоннели сменяются более просторными участками - здесь вот видим хранилище трансформаторного масла






На полу - рельсы, размеры тоннелей впечатляют, особенно с учетом глубины, на которой всё это размещено. В эти недра из порталов у подножия горы заходят железнодорожные пути, по транспортировочным тоннелям расходятся пути для вагонеток. Замысел этого сооружения грандиозен, хоть и вызывает сомнения скептиков целесообразность таких затрат труда, средств и времени на строительство всего лишь электростанции






В одном из залов сохранился гигантский трансформатор. Именно для их транспортировки тут были предусмотрены ЖД пути




Вновь двигаясь по кабельным тоннелям, мы попадаем в поистине огромный зал






Не взирая на его покинутость, находиться в нём как-то очково, расставлять штатив (чтобы потом в случае чего с ним убегать) неохота, а проводники предупреждают о датчике где-то на дальней стене. Поэтому отделываюсь вспышкой и ярким режимом фонаря




Масштабы можно прикинуть, приняв за отправную точку размеры стандартного дверного проёма. Тёмные прямоугольники на бетонной стене - как раз такие проёмы.




Не задерживаясь в зале надолго, двигаемся дальше. Когда-то здесь могло было быть светло, но лампочки выкручены, а линия, скорее всего, где-то оборвана...




Но вот мы приближаемся к еще одному освещенному участку сооружения. Местные говорят, что там наибольшая вероятность нарваться на рабочих..




Тоннели идут далеко-далеко и где-то там, за несколькими воротами, выходят на поверхность - вернее, к подножию горы




Здесь тоже можно видеть толстые защитные двери. Какие-то плотно закрыты, а какие-то распахнуты, будто вот-вот из-за них покажется обход или рабочая смена








Ходить в тоннели не советуют, поэтому проходим освещенные помещения назад








И попадаем в еще один огромный машинный(?) зал, под потолком которого мог ходить кран. К сожалению, этот зал тоже не достроен, однако, и не так пуст, как предыдущий осмотренный






Но вот одному из участников слышится щелчок сработки, и мы покидаем зал так же, как пришли в него. Недолго раздумываем, продолжать ли осмотр или отправляться назад, - на часах уже почти утро, а нам еще долго-долго возвращаться к поверхности... Решаем закончить - хотя посмотреть в эту ночь удалось едва ли треть сооружения.

Спасибо за внимание :)




Tags: 2016, crimea, nex6, underground, unfinished
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments