С утра на работе нечего делать, и вот наконец дошли руки до давно обещанного обзора по Абхазской ЖД.
Думаю, уже много где выкладывалось немало материала на эту тему, - и обрывками, и культурно подшитого, и по-справочному полного, - я же покажу ту часть, которую довелось рассмотреть в той или иной степени подробности лично мне (при организации и участии Formatcde).
Итак, начать хотелось бы с того, что уже написано до меня, а именно:
http://zkvzhd.abhazia.com/ неофициальный сайт об АЖД
http://sbchf.narod.ru/12/abhjd_index.html еще один
Статья на Вики
Как вам может быть известно, к настоящему моменту история АЖД проходит через положительный виток - пассажирское сообщение восстановлено до весьма неплохого уровня.
На время осмотра оно также функционировало - раз в пару дней ходил поезд, тащивший вагоны "на Москву", которые в Сочи прицепляли к московскому составу. Остановок этот поезд не имел, поэтому в живом состоянии был только вокзал Сухума.
И тогда довелось посетить и довольно подробно осмотреть такие ее объекты, как: станции Цкуара, Гума, Апшдваны, Бзыпта, Мысра, Гячрыпшь; вокзалы городов Гудаута, Гагра, Сухум; депо в Сухуми и брошенное убежище при нём.

1. Цкуара (Гудаутский район)

За всю историю местной железной дороги эта станция носила названия: Санапиро, Арсаул, Приморский, Цкуара (Цакаара) (данные из wiki).
Здесь путь (АЖД однопутная) разделяется натрое, на одной из "веток" стоит сгоревший разворованный поезд.

Павильон в плохом состоянии. Постройка деревянная, на каменном фундаменте


На платформе сохранились сидушки

И остатки системы сигнализации (к моменту осмотра ни сигнализация, ни связь на АЖД не работала)

А вот и поезд:


Залезем внутрь... Состояние вагонов ниже двух баллов из пяти (или из десяти?..)


(Вы знали, что вагоны теплоизолируют пенопластом?)
Сохранились котлы и местами унитазы

Станция находится на самом берегу моря, поэтому вид в окна живописен


Выберемся на крышу последнего вагона


Возле станции находится совсем разрушенная постройка. О том, относилась ли она к ЖД, данных нет:

2. Гьячрыпшь
Название станции напоминает результат забывчивости в отношении переключения раскладки =) По-грузински вообще нечитаемо: გეჩრიფში

Итак, еще одна из множества абхазских жд-станций...
В былые времена носила названия: Ермоловка, Леселидзе, Гечкуай, Гечилер. Обыкновенная однопутка с аварийным павильоном...
Дорога будто бы упирается в горы:

Под путями - арка, через которую проезжает личный транспорт. грузовик не пролезет =)

Столбы заросли лианами

Любителям ХДР! платформа =))

В другую сторону

Лавочки

А вот и павильон

Название платформынаписано по-абхазски и по-русски
Можно видеть пустые прямоугольники от старых названий.

Состояние крайне печальное...



3. Мюссера

В отличие от прочих, посещенных нами, эту станцию не увидишь с дороги из окна машины. Находится она в низине, путь с обоих сторон уходит в тоннели. Наверное, именно по причине относительной небаянности внутри павильона сохранились железнодорожные ништяки вроде пульта, телефонов итд.
Так получилось, что мы около нее жили. И не увидели бы ее, если бы нам на неё не указали те люди, у которых мы остановились на эти 5 дней.
Здесь три пути. Объекты сигнализации находятся в таком же состоянии, как всюду:

На подходах к станции, видим техздания в кустах

И не совсем в кустах

Платформа асфальтирована

Подходим к павильону

Павильон

Поезд на Москву ходит раз в два дня. И, вроде бы, здесь не останавливается. В общем, ждать можно долго =)



А вот за закрытыми дверями оказались уцелевшие ништяки.



(последний снимок - автор Formatcde)
4. Бзыпта
Довольно большая станция - путей много, здание вокзала приличных размеров...


Есть даже пешеходный мост

Внутри сохранилась не очень годно


5. Гума

6. Апшдваны

7. Вокзал города Гудаута
Большой приличный вокзал с множеством путей и пешеходным переходом:



Довольно неплохо сохранился, видимо не особо горел.





Даже внутренние дерв\янные интерьеры:

И камера хранения



8. ТЧ Сухум

Как и в каждом уважающем себя жд-депо, тут имеется паровоз, однако состояние его плачевно:

Ремонтная машина ремонту не подлежит:

Локомотивы здесь всего пары видов - это всем привычные ЧМЭ3 и ВЛ8

И если ЧМЭ-ы используются, то ВЛ-ы стоят в запустении. В них можно влезть и увидеть на славу сохранившийся интерьер:



Также есть возможность пройти в моторный отсек


Слева - еще один представитель местного "разнообразия", по центру вдалеке - упомянутый в отчете formatcde разбитый ЧМЭ3

Здание депо сожжено

Есть возможность подняться на пешеходный мост, откуда открываются виды на горы и окрестности:

А здесь вагоны заканчивают свой путь земной...

Ну и наконец - убежище.
Как известно, в 1992-1993 годы в Абхазии шла война. Не так давно, - а посему следы ее видны повсюду. Разрушенные и расселенные дома, заброшенные гостиницы и дворцы, заброшенная железная дорога... Хотя участок Псоу-Сухум и используется, - объекты инфраструктуры большинством своим заброшены.
...Когда я ехала туда, маленький вредный недодиггер внутри моих мозгов тщетно надеялся увидеть кучу бомбоубежищ или хоть каких-то подземных укрытий, возведенных за время боевых действий или же после них (по аналогии с СССР - почти вся основная масса бомбарей строилась в послевоенное время). Может быть, где-то они и есть, а мы плохо искали, - но увидеть их нам не удалось. Думаю всё же, что раз у страны нет средств на банальное восстановление, - на строительство чего-либо их предусмотрено еще меньше.
Поэтому довольствоваться нам пришлось железнодорожным бомбарём, который обнаружился в местном жд-депо.
Отдельностоящий холмик с дверцами не мог не привлечь нашего внимания:

И мы ломанулись вниз по лесенке, к толстой открытой герме:

Разумеется, воду заметили сразу, и для товарища formatcde сей факт стал решающим: смотреть бомбарь он не пошел.
А я пошла. Вот в чём была, в том и пошла:

Герма риальне впечатляющая. Также впечатляющ ее штурвал:

Вообще странно. Бомбарь столь неглубокого заложения от ядрёны бомбы не спасёт, - но гермы установлены вполне добротные.
Двинулась осматривать...
Сразу за первой дверью (и до второй) меня ждал красный пожарный щит:

Вторая герма впечатлила штурвалом и романтично срезанными уголками:

Первое помещение - для укрываемых


В нём имеются сортиры:



Второе помещение - ФВУшная. Блоки ФВУ водоплавающие:

Третье - тоже для укрываемых и тоже с сортирами:

А за ним - второй выход, тоже с парой герм + тонкая герма, за которой вентиляция (секция УЗС):


И такой вот красивый выход на улицу, но уже за территорию депо:

На этом свой обзор по АЖД я завершаю. Надеюсь, вам понравилось. Задавайте вопросы - попробуем найти ответы вместе.
Спасибо за внимание!
__________________________
Напоминаю читателям, что автора журнала и блога (то есть, меня) всегда можно поблагодарить и поддержать не только позитивными комментами, но и небольшой денюжкой, перечислить которую вы в любой момент можете на яндекс.кошелек, где 41001338594069 - мой номер счета. Чтобы это сделать, совсем необязательно иметь собственный яндекс.кошелек: достаточно лишь воспользоваться одним из способов пополнения, например платежными терминалами
Спасибо тем, кто меня поддерживает!