Lana Sator (lana_sator) wrote,
Lana Sator
lana_sator

Categories:

Летучий корабль - экраноплан "Спасатель" проекта 903, Красное Сормово

Сегодня я расскажу вам про недостроенный экраноплан, который вот уже много лет в буквальном смысле пылится в одном из цехов крупного судостроительного предприятия.



Это - экраноплан проекта 903, получивший название "Спасатель". Работы по нему были заморожены в 90-х годах на высокой стадии готовности, и довольно долго про него никто не вспоминал. Относительно недавно активисты из Нижнего Новгорода начали деятельность в направлении превращения экраноплана в памятник. К чему это приведет остаётся только гадать, ну а о нынешнем состоянии экраноплана предлагаю прочитать в моей записи.



Для начала, немного вводной информации из открытых источников.

Эффект экрана был обнаружен авиаторами почти 100 лет назад, в середине 1920-х. Они тогда заметили, что при взлёте и особенно при посадке самолета подъемная сила крыльев как будто увеличивается, заходящий на посадку самолет как бы не желает садиться, продолжая полет над поверхностью.
Позднее, в 1930-х годах во время экспериментальных полетов тяжёлого самолёта на небольшой высоте над морем было замечено уменьшение аэродинамического сопротивления и расхода топлива.

Экранный эффект - это по сути воздушая подушка, создаваемая не специальными устройствами, а набегающим потоком воздуха. Повышенное давление под нижней плоскостью летательного аппарата возможно лишь на небольших высотах, - когда попадающий под судно воздух будет отражаться от поверхности и поднимать "самолет".

Активное теоретическое и практическое изучение экранного эффекта началось одновременно в нескольких странах сразу же в 1930-е годы. Однако же мало в каких государствах правительство согласилось поддерживать проекты разработок, потому как конструкторские фирмы сталкивались с рядом сложностей и технических проблем, касающихся выбора антикоррозийных материалов и способов поддержания устойчивости в полете. Пытаться воплощать задуманное на свой страх и риск конструкторы не особенно рвались, поэтому многие разработки так и остались в статусе чертежей.

В Советском Союзе разработки велись в разных конструкторских бюро, и разделить их можно на три группы, основные из которых - конструкции Алексеева и конструкции Бартини. Историю жизни Ростислава Алексеева можно прочитать здесь http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=214 - не пожалейте времени, это в самом деле интересно.

Перепрыгивая несколько ступеней эволюции в строительство экранопланов (об этом можно почитать много где в интернете, даже в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD ), сразу переключусь на 1987 год - тогда был спущен на воду заложенный в 1983 году первый (из восьми планировавшихся) экранполан проекта 903, называвшийся "Лунь". Это был ударный экраноплан-ракетоносец, предназначенный для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной его целью являлись авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров мог подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

Испытания "Луни" продлились до конца 1989 года, а в наачле 1990 он был передан в опытную эксплуатацию, которая продлилась всего лишь год. Экраноплан был списан с флота и законсервирован в доке завода Дагдизель (город Каспийск, Дагестан), где и находится до сих пор. Интересные иллюстрированные обзоры с "Луни" есть у пользователя igor113 вот здесь http://igor113.livejournal.com/51213.html и здесь http://igor113.livejournal.com/52174.html

Второй экземпляр проекта 903 также закладывался как ракетоносец, однако распад Советского Союза негативно сказался на финансировании ВПК, в результате чего завершение его постройки планировалось в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95 % степени готовности судна.

***

Чтобы увидеть экраноплан на заводе, не зная конкретного расположения, вам пришлось бы долго бродить по огромной территории в поисках нужного цеха















В одном из цехов вам бы встретилась обстановка, сравнимая с антуражем фильмов про войну или конец света







В другом пришлось бы столкнуться с диковинной огромной бочкой желтого цвета - испытательной установкой для агрегатов, работающих под высоким давлением





В третьем и вовсе строится гигантский танкер







Но вот и нужный нам цех. Первое, что видим - еще один корабль, вроде бы в состоянии консервации. Что за корабль и почему его не достроили - загадка.





За ним, у дальнего конца цеха, дожидается нечастых посетителей "Спасатель"





У него здоровый блестящий хвост







И такое же здоровое всё остальное









Летать ему полагалось на восьми турбореактивных двигателях, которые расположены группами по 4 штуки с каждой стороны







Вообще, хоть цех и довольно большой, - экраноплан имеет неожиданно немаленькие размеры. Поэтому в объектив некса, к которому я всё никак не привыкну, он не помещается. Отличные внешние снимки есть у коллеги rapidfixer вот здесь http://rapidfixer.livejournal.com/3162.html - например, такое вот фото





Ну а у меня есть более-менее сносные фотки изнутри, которыми я охотно поделюсь с читателями.





Возле входной двери размещен план эвакуации, по котором становится понятна конфигурации осматриваемой штуковины





Несколькими перегородками этот летучий госпиталь разделен на отсеки, в которых расположено множество подвесных коек-носилок











Также на борту было встречено аж два гальюна, каждый на два очка и один умывальник







Судя по количеству проводов, тут должна была быть смонтирована многочисленная аппаратура...









Хвост









Из хвоста есть подъем наверх, где должна была распологаться РЛС





Двинемся назад мимо входа, в сторону кабины. Снова отсеки с койками







Второй гальюн





И такая вот развилка: вниз и наверх





Наверху всевозможные системы обеспечения полета и пустые жилые отсеки, а также кабина пилотов























И даже тут койки!









И собственно кабина, в сильно некомплектном состоянии













А внизу очередные свободные места под некую аппаратуру











В целом, довольно сложно согласиться с тем, что вот это - это 95% готовность







Но, во всяком случае, он пока еще не распилен на алюминий и имеет некоторые шансы превратиться в памятник.
К сожалению, его грандиозный предок под названием "КМ" (корабль-макет, а в интерпретации иностранцев - "каспийский монстр") этого шанса лишен - после того, как он затонул на испытаниях в Каспийском море, попытки подъема не предпринималось.





Благодарю за внимание!



Tags: 2014, abandoned, active, foto, industrial, nex5, transport, unfinished
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →