По сути, это отдельно стоящее засыпное сооружение ДЭС, выполняющей функцию аварийного источника энергии для войсковой части.

Если спросить любителя бомбоубежищ о том, чем они отличаются друг от друга, он с большой вероятностью ответит, что они все разные (даже те, которые почти одинаковые), а основные отличия одного от другого - размеры, планировка, оборудование, состояние и наполнение. Касательно оборудования, лично я для себя делю убежища на две основные группы: те, в которых есть дизель (и то и два!), и те, в которых его нет.
По сравнению с количеством гражданских убежищ, которые мне довелось посещать, военных бункеров я видела совсем мало. Но их тоже можно разделить на те, в которых есть генераторная, и те, в которых её нет.
А в этом бункере нет ничего, кроме генераторной.
Начну повествование с рассказа о том, как мы туда ехали.
Это заняло у нас две ночи :)
Первой ночью мы вовремя выехали, но за несколько километров до нужного нам места оказались перед выбором дороги: бетонка, на которой можно встретить подозрительных аборигенов, или же лесная беспалевная грунтовка.
Выбрали грунтовку и через пару километров от поворота машина наглухо застряла в грязище. Стали ее пытаться вытолкать или откопать, но без лопаты это оказалось нереально.
В лесу найти лопату негде, до дома очень далеко, спустя некоторое количество колебаний приняли решение - дойти до войсковой части пешком и найти лопату там :)
Дошли, проникли, прошли мимо вожделенного бункера к пожарному щиту. Сорвали пломбу, взяли лопату. Вернулись к машине - уже светало.
К тому моменту, как машина оказалась откопана, было уже около 8 часов утра и полностью светло. Пришлось возвращаться назад, чтобы следующей ночью - по бетонной дороге! - таки доехать...

Ну а теперь про бункер :)
Начнём со схемы сооружения и его описания.
Бункер двухэтажный, с единственным (вроде бы) входом. Скорее всего, аварийный выход возможен через выхлоп или воздухозаборник.
На первом этаже размещены два мегаваттных дизельных генератора, запасы топлива, распределительное устройство и щитовая, а также компрессорная, насосная и системы вентиляции и охлаждения.
На втором этаже - всякие комнатушки, мастерские и склад инструмента и запчастей.

Щитовая:



Распределительное устройство:




Тут много плакатов на тему электробезопасности







И всяких пояснительно-предупреждающих надписей


Насосные и компрессорные со всякими стеллажами, полными ништяков






Яркие трубы и вентили, запутанная система, в которой разберется только специалист





Какой-то пустотлен :)



Прежде чем идти к генераторам, сходим наверх

Найдем документацию на сооружение

И помещение личного состава со всякими полезными записями и инструкциями


Сигналы с зашифрованными названиями

План местности

Пардон, очко

В свободное от обслуживания дизелей время вояки занимались чтением инструкций и ремонтом автомагнитол :)




А еще на втором этаже живут баки с маслом



И вытяжка

Вернёмся на первый этаж и зайдём, наконец, к генераторам.
В их помещении также множество схем и инструкций на стенах и табличках







Сами генераторы - огромные, как два тепловоза!

Стоят рядом друг с другом, окружающее пространство довольно тесное и без сверхширокоугольного объектива фоткать сложно - приходится лазить и зажиматься в углы

Прямо в помещении размещено множество бочек - то ли с маслом, то ли с топливом

По бочкам тоже пришлось полазить, чтобы поглядеть на дизеля с другой стороны



Тут же размещен небольшой стол с инструментами для наладки и ремонта этих огромных машин

Система пожаротушения и инструкция к маркировке баллонов

Дизельгенераторы очень крутые, глаза разбегаются - куда залезть, чего сфоткать :) а еще приближается рассвет, до которого хотелось бы покинуть территорию

Поэтому быстренько фоткаем шильдики и любопытные детали






Заканчиваем осмотр и сваливаем, пока не рассвело :)
п.с. Вот здесь был более годный обзор этого же сооружения: http://ralphmirebs.livejournal.com/218544.html - там и фотки лучше, и угол шире :)