Очутившись в столице Армении с совершенно чёткой и конкретной целью, остаток свободного времени посвятила прогулкам по городу и, с подачи и инициативы товарища, визиту в местный заброшенный метрострой. Обычно объекты такого рода совсем не прельщают, потому что ассоциации первого уровня к метрострою - это лютая безудержная грязища, слишком сильная вонь свежего креозота, однообразные ракурсы круглых/квадратных дыр и злые монтёры, которые и без посторонних вмешательств не успевают закончить работу в срок.

А там оказалось всё не так: довольно чисто (разве что пыльно), никаких монтеров уже много лет, выработки напоминают больше шахту или рудник с кучей сохранившегося железа, а обстановка и внезапно нахлынувшее вдохновение располагают к вдумчивому фотодрочу и документированию впечатлений.
Пожалуй, в качестве вводных фраз имеет смысл поведать, в чём загвоздка существования такого рода объекта в Ереване. Местный метрополитен - наследие Союза - представляет из себя всего одну линию, заканчивающуюся на высоком берегу ущелья, по днищу которого течет что-то, похожее на реку. За ущельем, внезапно, находится достаточно большая часть города, которую-то как раз и пытаются пристегнуть к метрополитену с начала 1980-х. Только вот что-то обе предпринятые попытки не увенчались успехом (вторая была уже сравнительно недавно, буквально неск лет назад).
Затея заключалась в строительстве станции на другом берегу и ведущего к ней перегона с метромостом. От метромоста успели построить целую одну колонну, а от перегона - два неравных кусочка на каждом берегу. Стройплощадки снаружи выглядят канонично - заборы с буквами М, на каждой площадке копёр со всеми аксессуарами, под которым ствол вниз. Собственно, внешние фотки можно увидеть в прикреплённых к объектам (вот здесь https://urban3p.ru/object24440 и вот тут https://urban3p.ru/object25143) - по какой-то причине в Армении не в почёте распил всего возможного на чермет, поэтому сохранность конструкций достаточно приятная даже с учётом предельно вялой охраняемости. Ну а нас интересовало всё то, что можно увидеть ниже уровня поверхности.
Начали осмотр с той части, которая за рекой. Там всё совсем не доделано, зато есть такой вот занятный и масштабный задел под наклон (эскалатор сюда что ли собирались вкорячить?)

Вдохновение к фотодрочу привело к тому, что с одних и тех же точек получились разные фотки, между которыми сложно выбрать :)

Залаз к наклону представляет из себя маленькую дырку под потолком забоя, к которой подставлена лесенка

Странное решение, как будто строили с разных сторон кусками, и потом когда-нибудь собирались всё резко досоединить

В остальном - прям почти совсем как на руднике, сухие горные выработки с рельсами для вагонеток, воротами, остатками труб вентиляции, разным сечением и способами укрепления свода




Забой

Портрет вагонетки в лучах фонаря

И еще один

Портрет тени от вагонетки

Хитрый поворот :)


Ваще, особенно порадовало то, насколько там спокойно и мирно. Полноценный заброс, в котором время идёт с другой скоростью, а ощущения отправляются прямиком в недра приятных воспоминаний.



Ну и красиво, чего уж говорить


Здесь вагонетки стоят на рельсах, их довольно много, есть даже разные

Вот эта с механизмом опрокидывания

Из неприятного - внутри выработок очень холодно. Холод тянет с поверхности, проблематично стоять на одном месте долго - мёрзнут руки и ноги :(

Ну вот и ствол

Он из бетона, и только на самом верху (на улице) есть тюбинги. Так как лазили мы ночью, фоток на поверхности вообще не делала.

Ну а вторая стройплощадка находится на противоположном берегу реки и похожа на метрострой уже гораздо больше. Здесь прям два полноценных тоннеля, выходящих наружу прям из склона берега


Видно, что залазы когда-то пытались заделать, но посещение этого объекта достаточно популярно у местных, поэтому дырка ждёт гостей

В этой части кто-то опрокинул все вагонетки, - не очень понятно, зачем с ними так

Отделка тоннелей - бетонные блоки

В свете фонаря выглядит фактурно

Есть небольшие участки, отделанные тюбингами, - в них тоннель становится шире, видны какие-то основания под нечто вроде короткой технической платформы (я не шарю, как оно там задумывалось строиться, может, они в этом месте гермуху планировали воткнуть перед выходом на метромост)

Вот здесь видна разница диаметров


Перейти из тоннеля в тоннель можно лишь в одном месте, но зато в разные стороны от них отходят некие технические ответвления

Отделка свода которых застыла в стадии "конь не валялся"


Очередное место для фотки с подсветкой из-за угла


Снова тот случай, когда не смогла выбрать из двух кадров


Продолжая двигаться по тоннелю, встречаем здоровенную и бесполезную бочку

Доходим до развилки с возможностью сходить в параллельный тоннель


Вагонеточный перекрёсток

Даже с останками мотовоза!


Опять красивые кривые стены

Расширение с тюбингами, похожее на то, что в соседнем тоннеле. Учитывая, что тюбинги применяют обычно там, где есть риски протечек, - возможно, здесь проходит некий водоносный горизонт. Но в тоннеле сухо, хотя одна из стенок и не доделана


А еще там есть прикольное место, где в один кадр можно захватить три варианта отделки тоннеля - чугунные тюбинги, бетонные блоки и бетонные тюбинги. Зачем такое разнообразие - загадка.

Ну и фотка со светом навстречу, как без неё

Возвращаемся к развилкам и заценяем, как снизу выглядит выход к поверхности через стройплощадку

Ствол на этот раз чугунный почти от самого низа

Возле ствола выработки снова напоминают шахту

И снова опрокинутые вагонетки

Помимо двух тоннелей, комплекс предлагает возможность побродить по достаточно разветвлённым и масштабным выработкам сбоку от путей. Что там должно было размещаться - загадка для человека, не шарящего за то, как устроено это ваше метро. Кто расскажет и пояснит - будет большой молодец.



Учитывая, что это всё находится недалеко от конечной станции действующей ветки, - другая станция здесь наврядли планировалась. Значит, чего-то техническое. ДЭС? Вентиляция? Аккумы? Спецобъедок? А фиг его знает. Но полазить увлекательно. Под потолком очень тепло и туманно, оптика стремительно потеет и вызывает бугурт

Этот высокий зал должен был продолжаться куда-то туда, но увы

Фигурка человека для того, чтобы передать масштаб перепада - всю эту породу должны были выдолбить и вывезти, но не успели



Красиво!


По ветвлениям выработок возвращаемся к тоннелям, дабы дойти уже наконец до упора




По пути встречаем загадочное - сбоку от основного тоннеля устроено нечто вроде огромной железной бочки


Вход в бочку

Изнутри

Внутри бочки находим игрушку - исполненную с армянским акцентом дырчатую табличку-ящик, внутри которого предполагалась лампочка

Возвращаясь в тоннель, проходим мимо еще одного хитрого ответвления - оно обходит вокруг участок расширения тоннеля, вновь отделанный тюбингами, и выходит почти сразу за ним

Здесь тоже наверняка должны были что-то интересное построить, но увы - ограничились тем, что забыли забрать с собой кран на балке

Тоннель упирается в забой, причем каменная стенка совсем тонкая - буквально через метр породы тоннель продолжается уже действующим тупиком станции

Во втором тоннеле можно полюбоваться на цветные разводы на блоках

Логическим завершением выступает тупичок

За тупичком - перемычка из железа и бетона, в которой есть дырочки для любопытных

Позволяющие заглянуть в освещённый тупик станции и послушать, как раз в 7 минут где-то там за поворотом ездит поезд :)

Такие дела. Спасибо за ваше терпение :) Не умею писать отчеты из метростроя и не вижу причин учиться, поэтому структура повествования получилась достаточно невнятная, - но могу пообещать вам, что такое наврядли скоро повторится :)

Благодарю за просмотр!
За энтузиазм, инициативу и фотоассистирование спасибо братухе andref.
Заглядывайте ко мне в инстаграм - там больше свежих фоток из Армении и не только.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →