Lana Sator (lana_sator) wrote,
Lana Sator
lana_sator

Categories:

Заброшенное строительство метрополитена в Ереване

Никогда такого не было, и вот опять.
Очутившись в столице Армении с совершенно чёткой и конкретной целью, остаток свободного времени посвятила прогулкам по городу и, с подачи и инициативы товарища, визиту в местный заброшенный метрострой. Обычно объекты такого рода совсем не прельщают, потому что ассоциации первого уровня к метрострою - это лютая безудержная грязища, слишком сильная вонь свежего креозота, однообразные ракурсы круглых/квадратных дыр и злые монтёры, которые и без посторонних вмешательств не успевают закончить работу в срок.




А там оказалось всё не так: довольно чисто (разве что пыльно), никаких монтеров уже много лет, выработки напоминают больше шахту или рудник с кучей сохранившегося железа, а обстановка и внезапно нахлынувшее вдохновение располагают к вдумчивому фотодрочу и документированию впечатлений.





Пожалуй, в качестве вводных фраз имеет смысл поведать, в чём загвоздка существования такого рода объекта в Ереване. Местный метрополитен - наследие Союза - представляет из себя всего одну линию, заканчивающуюся на высоком берегу ущелья, по днищу которого течет что-то, похожее на реку. За ущельем, внезапно, находится достаточно большая часть города, которую-то как раз и пытаются пристегнуть к метрополитену с начала 1980-х. Только вот что-то обе предпринятые попытки не увенчались успехом (вторая была уже сравнительно недавно, буквально неск лет назад).
Затея заключалась в строительстве станции на другом берегу и ведущего к ней перегона с метромостом. От метромоста успели построить целую одну колонну, а от перегона - два неравных кусочка на каждом берегу. Стройплощадки снаружи выглядят канонично - заборы с буквами М, на каждой площадке копёр со всеми аксессуарами, под которым ствол вниз. Собственно, внешние фотки можно увидеть в прикреплённых к объектам (вот здесь https://urban3p.ru/object24440 и вот тут https://urban3p.ru/object25143) - по какой-то причине в Армении не в почёте распил всего возможного на чермет, поэтому сохранность конструкций достаточно приятная даже с учётом предельно вялой охраняемости. Ну а нас интересовало всё то, что можно увидеть ниже уровня поверхности.
Начали осмотр с той части, которая за рекой. Там всё совсем не доделано, зато есть такой вот занятный и масштабный задел под наклон (эскалатор сюда что ли собирались вкорячить?)




Вдохновение к фотодрочу привело к тому, что с одних и тех же точек получились разные фотки, между которыми сложно выбрать :)




Залаз к наклону представляет из себя маленькую дырку под потолком забоя, к которой подставлена лесенка




Странное решение, как будто строили с разных сторон кусками, и потом когда-нибудь собирались всё резко досоединить




В остальном - прям почти совсем как на руднике, сухие горные выработки с рельсами для вагонеток, воротами, остатками труб вентиляции, разным сечением и способами укрепления свода










Забой




Портрет вагонетки в лучах фонаря




И еще один




Портрет тени от вагонетки




Хитрый поворот :)






Ваще, особенно порадовало то, насколько там спокойно и мирно. Полноценный заброс, в котором время идёт с другой скоростью, а ощущения отправляются прямиком в недра приятных воспоминаний.








Ну и красиво, чего уж говорить






Здесь вагонетки стоят на рельсах, их довольно много, есть даже разные




Вот эта с механизмом опрокидывания




Из неприятного - внутри выработок очень холодно. Холод тянет с поверхности, проблематично стоять на одном месте долго - мёрзнут руки и ноги :(




Ну вот и ствол




Он из бетона, и только на самом верху (на улице) есть тюбинги. Так как лазили мы ночью, фоток на поверхности вообще не делала.




Ну а вторая стройплощадка находится на противоположном берегу реки и похожа на метрострой уже гораздо больше. Здесь прям два полноценных тоннеля, выходящих наружу прям из склона берега






Видно, что залазы когда-то пытались заделать, но посещение этого объекта достаточно популярно у местных, поэтому дырка ждёт гостей




В этой части кто-то опрокинул все вагонетки, - не очень понятно, зачем с ними так




Отделка тоннелей - бетонные блоки




В свете фонаря выглядит фактурно




Есть небольшие участки, отделанные тюбингами, - в них тоннель становится шире, видны какие-то основания под нечто вроде короткой технической платформы (я не шарю, как оно там задумывалось строиться, может, они в этом месте гермуху планировали воткнуть перед выходом на метромост)




Вот здесь видна разница диаметров






Перейти из тоннеля в тоннель можно лишь в одном месте, но зато в разные стороны от них отходят некие технические ответвления




Отделка свода которых застыла в стадии "конь не валялся"






Очередное место для фотки с подсветкой из-за угла






Снова тот случай, когда не смогла выбрать из двух кадров






Продолжая двигаться по тоннелю, встречаем здоровенную и бесполезную бочку




Доходим до развилки с возможностью сходить в параллельный тоннель






Вагонеточный перекрёсток




Даже с останками мотовоза!






Опять красивые кривые стены




Расширение с тюбингами, похожее на то, что в соседнем тоннеле. Учитывая, что тюбинги применяют обычно там, где есть риски протечек, - возможно, здесь проходит некий водоносный горизонт. Но в тоннеле сухо, хотя одна из стенок и не доделана






А еще там есть прикольное место, где в один кадр можно захватить три варианта отделки тоннеля - чугунные тюбинги, бетонные блоки и бетонные тюбинги. Зачем такое разнообразие - загадка.




Ну и фотка со светом навстречу, как без неё




Возвращаемся к развилкам и заценяем, как снизу выглядит выход к поверхности через стройплощадку




Ствол на этот раз чугунный почти от самого низа




Возле ствола выработки снова напоминают шахту




И снова опрокинутые вагонетки




Помимо двух тоннелей, комплекс предлагает возможность побродить по достаточно разветвлённым и масштабным выработкам сбоку от путей. Что там должно было размещаться - загадка для человека, не шарящего за то, как устроено это ваше метро. Кто расскажет и пояснит - будет большой молодец.








Учитывая, что это всё находится недалеко от конечной станции действующей ветки, - другая станция здесь наврядли планировалась. Значит, чего-то техническое. ДЭС? Вентиляция? Аккумы? Спецобъедок? А фиг его знает. Но полазить увлекательно. Под потолком очень тепло и туманно, оптика стремительно потеет и вызывает бугурт




Этот высокий зал должен был продолжаться куда-то туда, но увы




Фигурка человека для того, чтобы передать масштаб перепада - всю эту породу должны были выдолбить и вывезти, но не успели








Красиво!






По ветвлениям выработок возвращаемся к тоннелям, дабы дойти уже наконец до упора










По пути встречаем загадочное - сбоку от основного тоннеля устроено нечто вроде огромной железной бочки






Вход в бочку




Изнутри




Внутри бочки находим игрушку - исполненную с армянским акцентом дырчатую табличку-ящик, внутри которого предполагалась лампочка




Возвращаясь в тоннель, проходим мимо еще одного хитрого ответвления - оно обходит вокруг участок расширения тоннеля, вновь отделанный тюбингами, и выходит почти сразу за ним




Здесь тоже наверняка должны были что-то интересное построить, но увы - ограничились тем, что забыли забрать с собой кран на балке




Тоннель упирается в забой, причем каменная стенка совсем тонкая - буквально через метр породы тоннель продолжается уже действующим тупиком станции




Во втором тоннеле можно полюбоваться на цветные разводы на блоках




Логическим завершением выступает тупичок




За тупичком - перемычка из железа и бетона, в которой есть дырочки для любопытных




Позволяющие заглянуть в освещённый тупик станции и послушать, как раз в 7 минут где-то там за поворотом ездит поезд :)




Такие дела. Спасибо за ваше терпение :) Не умею писать отчеты из метростроя и не вижу причин учиться, поэтому структура повествования получилась достаточно невнятная, - но могу пообещать вам, что такое наврядли скоро повторится :)



Благодарю за просмотр!
За энтузиазм, инициативу и фотоассистирование спасибо братухе andref.

Заглядывайте ко мне в инстаграм - там больше свежих фоток из Армении и не только.
Tags: 2019, abandoned, armenia, foreign, foto, nex6, underground, unfinished
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →