Lana Sator (lana_sator) wrote,
Lana Sator
lana_sator

Categories:

Ржавая подводная лодка Б-380 в Крыму: последний выпущенный экземпляр проекта 641Б "Сом"

Да куда ты денешься с подводной лодки, которая никуда не плавает вот уже 27 лет?

Ржавая подводная лодка

Сегодня хотелось бы показать вам очень крутой крымский артефакт - субмарину Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и немного рассказать про плавучий док ПД-16 (построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с фактически с дня победы), в котором она находится с 1992 года.
Внимание: если вдруг у вас не отображаются фотки, попробуйте отключить adblock и аналогичные дополнения (ЖЖ не дружит с хостингом Вконтакте)



А начну, пожалуй, с общего вида на обитателей Южной бухты.
В Севастополе есть немало обзорных точек и смотровых площадок, но наилучший вид на всю эту красоту - конечно же с воздуха.

Севастополь Южная бухта


Здесь много всего - и небольшие катерочки-яхточки, и вспомогательные суда, и даже немного военных кораблей. Кто-то на ремонте, кто-то просто на стоянке.
Среди прочего выделяется плавучий госпиталь "Енисей" в кругу друзей.

Плавучий госпиталь Енисей


Здоровенное 150-метровое вспомогательное судно Енисей было по заказу СССР спроектировано и построено в Польше в 1980 году. На борту имеется профилакторий на 200 коек, госпиталь на 100 коек, поликлиника, 11 лечебных отделений, три операционных зала (оснащённые "успокоителями качки" для проведения сложных операций в условиях шторма), реанимация и аптека, а также две столовые суммарно на 400 чел, два спортзала, бассейн и сауна. Ещё вот пишут про оснащение вертолётом Ка-25 в специальном ангаре, но я что-то его не заметила (как и обозначения наличия вертолётной площадки).
В варианте санитарного транспорта Енисей готов принять 450 тяжело раненых больных. За свою историю побывал в трёх океанах, многих морях и нескольких странах, обеспечил спасение, лечение и отдых многих тысяч человек. В частности, в 1990 году на Енисее устраивали круизы для "детей Чернобыля", также он принимал активное участие в эвакуации беженцев и пострадавших из Абхазии в ходе грузино-абхазской войны, - именно Енисеем в 1992 году из горячих точек было вывезено более 7000 чел. Также это судно примечательно тем, что на нём проходят киносъёмки - в последние годы на борту снимали "Ледокол", "22 минуты" и "Адмирал". К сожалению, сейчас плавгоспиталь находится на ремонте, начавшемся в 2016 году и запланированном к окончанию в 2019. Успеют ли?
Всего было построено 4 судна подобного проекта, все названы именами великих рек. До нынешнего дня сохранились три - "Енисей" на Черноморском флоте, "Иртыш" на Тихоокеанском и "Свирь" на Северном. Четвёртое, полностью аналогичное "Енисею" - по имени Обь - в 2000-е годы выведено из состава Тихоокеанского флота.

Плавучий госпиталь Енисей


Но любопытнее всего, конечно, подлодки, на которые любой желающий может посмотреть с противоположной стороны бухты

Подводные лодки в Севастополе


Заинтересовавший меня плавучий док примечателен тем, что был заложен в 1938 году, но достраивался уже после начала Великой отечественной войны, а затем, в военные годы, вёл насыщенную жизнь, производя ремонт десятков подлодок, эсминцев, вспомогательных судов и даже пары крейсеров, перенёс множество воздушных атак противника, а также - уникальный случай! - в ходе одной из таких атак, из пулемётов, установленных на доке, был сбит вражеский самолёт-бомбардировщик. С окончанием войны док был перемещён в Севастополь (по пути умудрившись попасть в шторм и получив серьёзные повреждения, потребовавшие не менее серьёзного ремонта) и размещён у 69 причала в Южной бухте, где находится по сей день. Заброшенным его назвать сложно, как впрочем и активно действующим... За всё время существования этого дока в нём были отремонтированы около 3000 кораблей и вспомогательных судов. Однако, с 1992 года внутри него находится подводная лодка "Святой Георгий", служившая флоту лишь 10 лет, а затем более чем на 25 лет помещённая на ремонт. Который, вероятнее всего, никогда ничем не закончится, а жизнь лодки завершится на судоразделке в Инкермане...

Ржавая подводная лодка


Изначальное имя субмарины было "Горьковский комсомолец", новое же присвоили ей в 2007 году, уже после длительного пребывания в доке, - вероятно, понадеявшись на чудо святости. За эти долгие годы на лодку выделялись бешеные средства, а в 2000 году на уровне правительства зашла речь уже не о восстановительном ремонте, а о полноценной (и ещё более дорогостоящей) модернизации. Прогресс которой, впрочем, вы можете оценить, посмотрев снимки в обзоре.

Ржавая подводная лодка


К слову, это последний выпущенный экземпляр проекта 641Б "Сом", и в настоящее время лодка находится в статусе "объявлен тендер на утилизацию". Все лодки этого проекта окончательно и бесповоротно выведены из состава флота. Для тех, кому интересно посмотреть на аналогичную подлодку в лучшем сохране - в музее ВМФ в московском Тушино, в техническом музее в Тольятти и даже у пристани в Гамбурге (там музейность ей наименее всего навредила, почти всё цело и доступно) находятся подлодки именно этого проекта.

Ржавая подводная лодка


Очутившись в Крыму, под покровом темноты можно пробраться на док, отыскать лесенки и мостики и поторопиться оказаться внутри подлодки

Ржавая подводная лодка


Сразу же станет понятно - степень выпиленности достаточно высокая, и ощущения, что залез в музей, не получится

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Под залазом - такое вот пространство с рабочим местом. Однажды мы уже пытались залезть в ремонтирующуюся подлодку во Владивостоке - так вот оказалось, что на время ремонта экипаж подлодки никуда с неё не девается и продолжает торчать внутри днём и ночью, и с первыми аборигенами можно столкнуться сразу здесь.
К счастью, в севастопольской лодке давно никто боевых дежурств не несёт...

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Пустые панели на месте демонтированного оборудования

Ржавая подводная лодка


Тысячи трубочек, кабелей, вентилей, петелек и крючочков, многое подписано и разъяснено, но всё равно ничего не ясно

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


В некоторых помещениях даже примерно не понятно, что находилось прежде

Ржавая подводная лодка


Очень хотела сфоткать и искала сортир, потому что это забавно и канонично, но даже его обнаружить не вышло

Ржавая подводная лодка


Хотя, по идее, он мог быть в любом из небольших помещений

Ржавая подводная лодка

Вероятно, стоило заранее подготовиться и взять с собой чертежи, чтобы упростить ориентирование.
Их можно увидеть много где, например вот здесь http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/641b/list.htm

Схема подводной лодки 641Б

1 — основная антенна ГАК «Рубикон»
2 — антенны ГАК «Рубикон»
3 — 533-мм ТА
4 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами;
5 — носовой аварийный буй
6 — баллоны системы ВВД
7 — носовой (торпедный)
8 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания
9 — торпедопогрузочный и носовой люки
10 — агрегатная выгородка ГАК «Рубикон»
11 — второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек
12 — жилые помещения
13 — носовая (первая и вторая) группа АБ
14 — выгородка батарейных автоматов
15 — ходовой мостик
16 — репитер гирокомпаса
17 — перископ атаки
18 — перископ ПЗНГ-8М
19 — ПМУ устройства РДП
20 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»
21 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»
22 — ПМУ антенны СОРС МРП-25
23 — ПМУ антенны «Тополь»
24 — боевая рубка
25 — третий (центрального поста) отсек
26 — центральный пост
27 — агрегатные выгородки РЭВ
28 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры)
29 — четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек
30 — жилые помещения
31 — кормовая (третья и четвертая) группа АБ
32 — пятый (дизельный) отсек
33 — вспомогательные механизмы
34 — ДД
35 — топливные и топливно-балластные цистерны
36 — шестой (электромоторный) отсек
37 — электрощиты
38 — ГГЭД средней линии вала
39 — кормовой якорный шпиль
40 — седьмой (кормовой) отсек
41 — кормовой люк
42 — ГЭД экономического хода
43 — средняя линия вала
44 — кормовой аварийный буй
45 — приводы кормовых рулей


Ну а нам оставалось бродить из отсека в отсек и примерно догадываться, что же такое наблюдаем перед собой

Ржавая подводная лодка


В частности, множество канистр с болтами и гайками ни на каких схемах не обозначено

Ржавая подводная лодка


В лодке всё покрашено в желтоватые оттенки, отражающаяся от этого вспышка заставляет автоматическую оценку баланса белого чудить, и затем все фотки приходится вручную возвращать к адекватному виду

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Ух, дестрой

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Повсюду инструкции и бумажные "часы обхода",

Ржавая подводная лодка


Местами дверки сохранились

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


И конечно же гермолюки между отсеками

Ржавая подводная лодка


Компрессор

Ржавая подводная лодка


Кроватки и розовая стенка для гламурных подводников

Ржавая подводная лодка


Люки крутые

Ржавая подводная лодка


А вот низкая сохранность всего остального лично меня изрядно удручала

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Перед машинным отсеком в потолке такая вот штука - антенну туда выталкивать чтобы или какой-нить перископ?

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Приближаемся к машинному отсеку - одному из двух наиболее интересных

Ржавая подводная лодка


Не взирая на то, что реконструкция с модернизацией нутро подлодки всецело потрепали, здесь сохранилось много всего наколбашено

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Двигатели! Вы же знаете, что подлодка эта дизель-электрическая, то бишь ходит на заряде аккумуляторов, а дизеля нужны для манёвров и тех самых аккумуляторов подзарядки? Вот их здесь три штучки

Ржавая подводная лодка


Машинный отсек очень обширный, в нём прям можно в полный рост прыгать и почти плясать, но всё равно не сильно удобно

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Цепные блоки и лебёдки для таскания тяжестей

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Зарядные станции

Ржавая подводная лодка


Органы управления машинами (т.е. двигателями)

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


ДПЛ проекта 641Б создавались с использованием энергетического оборудования ранее строившихся ДПЛ проекта 641, для которых характерна дизель-электромоторная схема энергоустановки (с дизелями на линии вала, как на ПЛ послевоенной постройки). Вместе с тем на ПЛ проекта 641Б впервые на отечественных ДПЛ установлено современное РЭВ (комплексы НК, ГАК, а также БИУС). ПЛ оснащены автоматизированными системами управления кораблем и его техническими средствами. На ПЛ внедрены средства и мероприятия по акустической защите (противогидролокационными покрытиями облицован наружный корпус, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты механизмов и др.) Улучшены условия обитаемости экипажа ПЛ. Весь личный состав корабля обеспечен постоянными спальными местами - офицерский и старшинский состав размещен в каютах, рядовой - в кубриках. Эти лодки имели корпус, более приспособленный к плаванию под водой, чем у ДПЛ проекта 641. В остальном они отличались от базового проекта 641 аккумуляторными батареями повышенной емкости, лучшими условиями обитаемости и более современным радиотехническим вооружением.

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Почти как черметный баллон с газом, чтобы усэх парэзать

Ржавая подводная лодка


Здесь раньше водились антенны, но это не точно

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Лючок в потолке

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Залаз в трюм, где раньше тусовались аккумуляторы (ноги для понимания размера лючка, сорян)

Ржавая подводная лодка


Изподаккумуляторная пустота

Ржавая подводная лодка


Ходим-бродим, ищем удобный проход в торпедный отсек

Ржавая подводная лодка


Уххх дестрооой! Ходить и ныть

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Но вообще заброшенная подлодка это круто

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Занимательная география

Ржавая подводная лодка


Кажется, наконец пришли!

Ржавая подводная лодка


Торпедные аппараты, шесть штук. Красивые, звездатые, всё как надо

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Полки для хранения торпед

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка

Ржавая подводная лодка


Смогла найти ракурс, чтобы все шесть влезли, потому как в общем-то на этом осмотр пора было завершать - и так уже в каждый угол залезли

Ржавая подводная лодка


Так что обзор тоже завершается.

Ржавая подводная лодка


Благодарю за просмотр!

P.S. Пять лет назад мне довелось побывать в Гамбурге, где ровно из такой же советской подлодки сделан музей, - вот тут можете фотки глянуть, у кого нет аллергии на альбомы вконтакте https://vk.com/album208317_231424293
Есть экземпляр ближе - в техническом музее в Тольятти (внутри не была, закрыто оказалось).
Ну а кто живёт в Москве - сходите в музей ВМФ в Тушино, там тоже такая же субмарина (в этой была, но не фоткала).

Заглядывайте ко мне в инстаграм - там больше свежих фоток из Крыма и не только.
Tags: 2019, abandoned, foto, military, nex6, transport
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →